вторник, 29 сентября 2015 г.

О необходимости своевременной
логопедической помощи
  
  

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка, являясь одним из наиболее мощных факторов и стимулов его развития. Это обусловлено исключительной ролью, которую играет речь в развитии человека.
Речь является средством общения, выражения и формирования мыслей, так как мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью.
Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания, а также оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения и, таким образом, служит активным средством всестороннего развития личности ребенка.
Все это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Непременным же условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение различных речевых нарушений. Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность.
Возрастные несовершенства речи в раннем возрасте общем соответствуют психическому и физическому развитию ребенка. Но к старшему дошкольному возрасту проблемы, связанные со звукопроизношением должны быть решены. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие устной, а в дальнейшем и письменной речи.
К моменту поступления в школу у ребенка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению. Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются еще задолго до обучения в школе. Дети с речевыми нарушениями входят в группу риска по адаптации в школе и должны быть под особым вниманием школьного учителя-логопеда.




6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Анна Александровна. Подскажите пожалуйста, какие упражнения можно использовать на уроках для развития мелкой моторики на тему "Осень"?

    Учитель начальных классов, Безумнова Мария Александровна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Мария Александровна. Предлагаю Вашему вниманию комплекс пальчиковой гимнастики на тему "Осень".

      Учитель-логопед, Серова А.А.

      Удалить
    2. Пальчиковая гимнастика на тему «Осень»:

      «Осень, осень!»
      Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
      Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
      Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
      Погляди! – положить ладошки на щеки
      Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
      Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
      Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
      Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
      К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
      Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
      Шапки, куртки надеваем – делаем вид
      И ботинки обуваем – постучать ногами
      Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам
      Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь.

      «Осенние листья»
      Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
      Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки
      Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
      Листья рябины,
      Листики тополя,
      Листья осины,
      Листики дуба мы соберем,
      Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.

      «Осень»
      Ветер северный подул, - подуть на пальцы
      все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки
      Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на стол
      Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
      кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
      Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столу
      снег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистями
      Одеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к столу

      «Мы идем в осенний лес» (И. Михеева)
      Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
      А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
      Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
      Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
      Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
      И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
      Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
      На пеньке – опята,
      А во мху – лисички,
      Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
      «Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
      Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
      Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
      Украшай осенний бор!»
      Поделиться…

      «Грибы»
      Раз,два, три, четыре, пять!
      Мы идём грибы искать.
      Этот пальчик в лес пошёл,
      Этот пальчик гриб нашёл,
      Этот пальчик чистить стал,
      Этот пальчик жарить стал,
      Этот пальчик всё съел,
      Оттого и потолстел.

      «Овощи»
      Самомассаж фаланг пальцев – поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтя к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках.
      Вырос у нас чесночок,
      Перец, томат, кабачок,
      Тыква, капуста, картошка,
      Лук и немного горошка,
      Овощи мы собирали
      Ими друзей угощали.


      «Капуста»
      Так капусту мы рубили.- Имитация движений.
      И вот так её солили,
      Отжимали ручками,
      Собирали в кучку мы.
      В банку затолкали,
      Крышкой закрывали.

      Удалить
  2. Здравствуй, Анна Александровна! Подскажите, пожалуйста, речевые упражнения для четырех летнего ребенка, который не выговаривает твердый звук Л.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Нина. Для начала, я посоветовала бы вам выполнять артикуляционную гимнастику для звука [л] (перед зеркалом, ежедневно). Затем можно попробовать вызвать правильный звук [л] по подражанию.
      Артикуляционная гимнастика для звука [л].
      1. «Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
      2. «Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до пяти.
      3. «Лягушка – хоботок». На счёт «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
      4. «Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.
      5. «Накажем непослушный язычок». Положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя».
      6. «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху-вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы.
      7. «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счёт 1-2 поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
      8. «Чистим верхние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
      9. «Посчитай верхние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны.

      Удалить
    2. Спасибо большое. Попробуем выполнять

      Удалить