среда, 16 сентября 2020 г.

 


Упражнения, которые помогут ребёнку справиться с нарушениями письменной речи:


1.     Упражнение "Корректурная правка".

   Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ребёнок каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной.

   Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

   Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.

Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2.     Упражнение "Пишем вслух".

   Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением «слабых долей».

   То есть, «Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём» (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде «ищо адин чризвычаина важный прейом»). Пример проще: «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (на стале стаял куфшин с малаком).

  Под «слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа «зу*п», или перед глухим согласным, типа «ло*шка». Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для ребёнка с нарушением письменной речи дописать слово до конца трудно. Важно определить, выработал ли ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

   Каждый день писать короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Нужно писать тексты по 30 – 50 слов, с проверкой. Ошибки не исправлять в тексте. Просто пометить на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давать тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Давать ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

3 комментария:

  1. "Здравствуйте, Анна Александровна. Подскажите, пожалуйста, упражнения на дифференциацию букв "Д-Т" в письменной речи у учащихся 2 классов. Благодарю за вашу отзывчивость.
    Учитель начальных классов Каплюхина Н.Н

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Наталья Николаевна. Предлагаю Вашему вниманию упражнения на дифференциацию букв "Д-Т" в письменной речи для учащихся 2-х классов.

    Учитель-логопед, Серова А.А.

    ОтветитьУдалить
  3. Упражнения на дифференциацию букв "Д-Т" в письменной речи.

    1. Вставь пропущенные буквы Д-Т в слова:
    Мос…ы Сле…ы …епло Мос...ик
    Насле...ить Го...овой …ёплый Сле…опыт
    Го…ик Горо…ок Пара…ы Ра…ость

    2. Восстанови словосочетания: замени в словах букву Д буквой Т и наоборот. Запиши словосочетания:
    ДРУТНОЕ ТЕЛО - _________________________________
    ЧИСДАЯ ТЕДРАТЬ - _______________________________
    СЛАДКИЙ ДОРД - _________________________________
    ТУБОВЫЙ СДОЛ - _________________________________
    СДАРЫЙ ХОЛОТИЛЬНИК - ________________________
    ТУШИСДЫЙ ЛАНТЫШ - ___________________________

    3. Вставь в слова пропущенные буквы Д-Т. Прочитай текст.
    Родник.
    __ень был __ёплый. __има и Воло__я гуляли около __ачи. Мальчики подошли к высокому __ереву. У корней __ерева они уви__ели ро__ник.

    4. Закончи слова слогами с буквами Д-Т.
    ЛОПА_____ МО_____ ГО_____
    __ЛО___ ГВОЗ ___ ___ВАР
    МОЛО____ЧЕК НИ____ МОНЕ_____

    5. Составь словосочетания, выбрав для этого необходимые слова-признаки. Запиши получившиеся словосочетания.
    портфель Весёлый-грустный
    кастрюля Лёгкий-тяжёлый
    Петрушка Стоять-ехать
    медведь Добрый-злой
    автомобиль Тёплая-холодная

    6. Составь из слов предложения. Запиши, выдели в словах буквы Д-Т.
     Тёма, дрова, новым, рубит, топором. ________________
    ______________________________________________
     Карандашами, Даша, цветными, рисует. _____________
    ______________________________________________
     Тёма, в, приехал, деревню, дедушке, к. _______________
    ______________________________________________
     В, с, театр, дети, учителем, поехали. _________________
    ______________________________________________
    7. Прочитай предложения. Составь из них рассказ и запиши его. Выдели в словах буквы Д-Т.
    Дюймовочка улетела с ласточкой в тёплые края. Из цветка появилась красивая маленькая девочка. Майский жук унёс девочку на дерево. Там она встретила принца и стала, наконец, счастлива. Мышка приютила Дюймовочку. Жуки прогнали её. Жабы украли спящую Дюймовочку. Крот увидел прекрасную незнакомку и решил на ней жениться. Женщина посадила цветок.
    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ОтветитьУдалить