Упражнения, которые помогут ребёнку справиться с нарушениями письменной речи:
1. Упражнение "Корректурная правка".
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ребёнок каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной.
Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.
Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
2. Упражнение "Пишем вслух".
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением «слабых долей».
То есть, «Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём» (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде «ищо адин чризвычаина важный прейом»). Пример проще: «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (на стале стаял куфшин с малаком).
Под «слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа «зу*п», или перед глухим согласным, типа «ло*шка». Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для ребёнка с нарушением письменной речи дописать слово до конца трудно. Важно определить, выработал ли ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!
Каждый день писать короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Нужно писать тексты по 30 – 50 слов, с проверкой. Ошибки не исправлять в тексте. Просто пометить на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давать тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Давать ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
"Здравствуйте, Анна Александровна. Подскажите, пожалуйста, упражнения на дифференциацию букв "Д-Т" в письменной речи у учащихся 2 классов. Благодарю за вашу отзывчивость.
ОтветитьУдалитьУчитель начальных классов Каплюхина Н.Н
Здравствуйте, Наталья Николаевна. Предлагаю Вашему вниманию упражнения на дифференциацию букв "Д-Т" в письменной речи для учащихся 2-х классов.
ОтветитьУдалитьУчитель-логопед, Серова А.А.
Упражнения на дифференциацию букв "Д-Т" в письменной речи.
ОтветитьУдалить1. Вставь пропущенные буквы Д-Т в слова:
Мос…ы Сле…ы …епло Мос...ик
Насле...ить Го...овой …ёплый Сле…опыт
Го…ик Горо…ок Пара…ы Ра…ость
2. Восстанови словосочетания: замени в словах букву Д буквой Т и наоборот. Запиши словосочетания:
ДРУТНОЕ ТЕЛО - _________________________________
ЧИСДАЯ ТЕДРАТЬ - _______________________________
СЛАДКИЙ ДОРД - _________________________________
ТУБОВЫЙ СДОЛ - _________________________________
СДАРЫЙ ХОЛОТИЛЬНИК - ________________________
ТУШИСДЫЙ ЛАНТЫШ - ___________________________
3. Вставь в слова пропущенные буквы Д-Т. Прочитай текст.
Родник.
__ень был __ёплый. __има и Воло__я гуляли около __ачи. Мальчики подошли к высокому __ереву. У корней __ерева они уви__ели ро__ник.
4. Закончи слова слогами с буквами Д-Т.
ЛОПА_____ МО_____ ГО_____
__ЛО___ ГВОЗ ___ ___ВАР
МОЛО____ЧЕК НИ____ МОНЕ_____
5. Составь словосочетания, выбрав для этого необходимые слова-признаки. Запиши получившиеся словосочетания.
портфель Весёлый-грустный
кастрюля Лёгкий-тяжёлый
Петрушка Стоять-ехать
медведь Добрый-злой
автомобиль Тёплая-холодная
6. Составь из слов предложения. Запиши, выдели в словах буквы Д-Т.
Тёма, дрова, новым, рубит, топором. ________________
______________________________________________
Карандашами, Даша, цветными, рисует. _____________
______________________________________________
Тёма, в, приехал, деревню, дедушке, к. _______________
______________________________________________
В, с, театр, дети, учителем, поехали. _________________
______________________________________________
7. Прочитай предложения. Составь из них рассказ и запиши его. Выдели в словах буквы Д-Т.
Дюймовочка улетела с ласточкой в тёплые края. Из цветка появилась красивая маленькая девочка. Майский жук унёс девочку на дерево. Там она встретила принца и стала, наконец, счастлива. Мышка приютила Дюймовочку. Жуки прогнали её. Жабы украли спящую Дюймовочку. Крот увидел прекрасную незнакомку и решил на ней жениться. Женщина посадила цветок.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________